Выставка «Ар-деко». Художественный текстиль. Керамика

С 11 ноября 2020г. в Выставочном зале (ул. Сони Кривой, 30) открывается новая выставка «Ар-деко». Художественный текстиль. Керамика.

Термин «ар-деко» в дословном переводе с французского означает «декоративное искусство». Именно в таком (достаточно простом и понятном) смысловом контексте задумывалось формирование выставки «Буквально: ар-деко. Художественный текстиль. Керамика». Её целью было экспонирование наиболее значимых и доступных на текущий момент времени произведений известных челябинских авторов, давно и удачно работающих в различных техниках текстиля и (грубой) керамики, материалом для которой служит шамот. Текстильные техники удалось представить ручным ткачеством (небольшими по размеру гобеленами), росписью по шифону и валянием (в виде плоских панно). Участники выставки: художники по текстилю Наталья Гашева (1952 г.р.), Светлана Прядкина (1969 г.р.), художники-керамисты Екатерина Пензина (1968 г.р.), Эльвира Шарафутдинова (1967 г.р.). Их творчество имеет заслуженное общественное признание и признание в профессиональной среде. Созданные ими произведения аккумулируют в себе огромный потенциал «ар-деко», потому что эти совершенные в художественном отношении арт-объекты способны подарить людям истинную красоту, внести эстетическую содержательность в любые пространственные локации, будь то роскошное жилище или скромный офис, просторный деловой центр или интерьер камерного характера. Посетителям городского выставочного зала может быть предоставлена возможность к установлению контакта с авторами на предмет создания новых объектов для конкретного заказчика, потребителя «ар-деко» – зрителя и будущего владельца, счастливого обладателя оригинальных произведений.

Разнообразие изобразительных мотивов и форм, материалов и фактур в той или иной степени присуще всем выставкам декоративно-прикладного искусства. Произведения нашей выставки навеяны видами пейзажей (экзотических или обыденных), воспринимаются вариациями на морскую и растительную тематику, фантазиями на тему природных минералов и камней. Подобные тренды характеризовали и подлинный «ар-деко» – чрезвычайно сложный, эклектичный и растянутый по времени стиль в пластических искусствах ХХ века.    

Произведения для выставки создавались на основе глубокого образного осмысления непосредственных натурных впечатлений с учётом формальных законов композиции… «На землю летят, возвращаются к старым корням…» (2003) – многопредметная объёмная пластика Екатерины Пензиной чужда изобразительности, однако её мотив взят из реальности. Рассматривая упругие объёмы, дробные ритмы, «падающие» линии и шероховатые поверхности керамики, легко представить печальную картину увядающей осенней природы: опустевший сад, деревья с облетевшими листьями, упавшие на землю плоды… Формы декоративных сосудов («Женщина-остров» 2020, «Морской грот» 2019) и светильников («Далёкие острова» 2019) Эльвиры Шарафутдиновой ещё более лаконичны, что предопределено наличием прикладной функции у вещей… Гобелены Светланы Прядкиной, напротив, содержат довольно развитое изобразительное начало. Такой подход обусловлен традицией европейской стенной шпалеры, имитирующей живопись. Мерцание теней среди развалин старинной архитектуры («Старый город» 1998), сумрак деревьев на фоне яркого светового проёма («Окно», 2002) напоминают живописные импровизации. Однако материальная структура гобелена иная. Его изобразительность строится на точном расчёте и безупречном владении техникой ручного ткачества. Замыкание цветовой стихии «картины» в жёсткую геометрию основы – важный формообразующий фактор, наглядно проявленный в композиции Светланы Прядкиной на тему пушкинской поэзии («Унылая пора…», 1999). В рукотворно сотканном пейзаже точно переданы и острота первого впечатления, и насыщенность эмоциональной окраски мотива, не утраченные в процессе длительного кропотливого ручного труда. Любой современный гобелен – есть своего рода «геометрия чувств» в проекции художественного образа, где неизбежно стремление художника к пластической переработке изобразительного мотива. Меру пересоздания реальности и способ сотворения собственной Вселенной он будет искать, порой мучительно и напряжённо… Процесс творчества непредсказуем, тем интереснее результат. «Хочется в деревню. Якупово» (2020) и «Рождение цвета» (2012) – два гобелена Натальи Гашевой – раскрывают абсолютно разные, противоположные концепции формирования картинного пространства. К созданию первой автора подтолкнул непосредственный натурный импульс – пейзажный мотив, мелькнувший за окном во время поездки. Пейзаж на гобелене с коровами и прочей деревенской живностью согрет искренним тёплым чувством. Но «Рождение цвета» – чистая абстракция, относимая к так называемому нефигуративному искусству, торжество абсолютной формы… Каждый автор и каждое произведение уникальны.

Экспозиция выставки создаёт особую атмосферу того удивительного арт-пространства, которое стоит посетить. Куда стоит прийти, чтобы насладиться прекрасным. Прийти, чтобы общаться с искусством, на тему искусства и по поводу искусства… Отрадно, что в мире современной художественной культуры приветствуется многообразие творческих позиций и высказываний, а стилевая универсальность «ар-деко» помогает ему соответствовать самым разным эстетическим ожиданиям современного человека.       

Людмила Евтушенко

искусствовед, куратор выставки

На фото слева направо: лектор-искусствовед МАУ «ЧЦИ» Наталья Болотских; художник по текстилю, участник выставки Наталья Гашева, художник-керамист, участник выставки Екатерина Пензина, искусствовед, куратор выставки Людмила Евтушенко.