24 апреля 2021 года в Выставочном пространстве «Челябинского центра искусств» начала работу новая выставка кураторского проекта Марины Денкевич «Периферия» — «Long food».
Художница Лариса Депершмидт (1985 г.р., Екатеринбург) попала под влияние западных художников китча, посещая самые крупные европейские и американские ярмарки современного искусства и соединила форму подачи коммерчески успешного продукта с русскими народными промыслами. Выставка «Long food» отсылает зрителя к известному словосочетанию «fast food» — знаменитому американскому массовому явлению, когда быстрая еда предполагает быстрое приготовление и такое же быстрое потребление пищи. Миллиарды долларов оборота в современном искусстве также заставляют художников рефлексировать, можно ли упростить и ускорить время исполнения произведения искусства? Размышляя на эти темы, художница и вспоминает прошлое, историю, заглядывает далеко назад, как говорится, long time ago…
В одной из работы силуэты матрешек как элементы в матрице перекликаются с работой Хёрста «ЛСД», заигрывая с обеими культурами, обещая вечную жизнь не только современному человеку, но и маленьким куколкам на очередной ярмарке достижений в искусстве. Керамические чашки, выполненные как донышко от дешевой пластиковой бутылки, символа креатива 90-х, когда народ соревновался, кто сделает больше полезных вещей из пресловутых «полторашек», также отсылают нас к понятию «эстетики плохой вещи» Андрея Ерофеева. Русское бедное в исполнении художницы приобретает западный лоск за счет глазурованной поверхности и абстрактного орнамента по технологии росписи гжель. Плохая вещь на экспорт становится кастомизированной дизайнерской единицей, приятной глазу и разуму одновременно. Как когда-то матрешка, изобретенная для экспорта, как символ русского кустарного производства, стала коммерчески успешным товаром, так и сейчас, художники ищут диалог с западом в надежде завоевать его.
Идея матрешки также встречается у Ларисы в многослойной инсталляции, где каждый следующий слой, каждое следующее одеяние приближает зрителя к пониманию интенций автора. «Сначала идёт фундамент, точнее наши базовые потребности, как в пирамиде Маслоу, затем наши социальные потребности, а уже потом потребность в самовыражении, которая свойственна художникам и отражается в искусстве. Как сытый голодного не разумеет, так и голодному не понять исканий творческого человека», — рассказывает художница. Труд художницы символизирует условная коса, она как орудие косаря, которая служит ему чтобы прокормить себя, только в данном случае она не должна оставлять художницу голодной. Архаичные и лубочные русские народные образы стали первым шагом становления художницы в contemporary art.
Марина Денкевич, куратор проекта «Периферия»use.