«Знаки времени» так называется выставка памятных знаков, посвящённых истории развития техники Челябинского Тракторного Завода. Автором этой серии является Борис Матвеевич Гриневич.
Инженер-конструктор, художник, геральдист Борис Матвеевич Гриневич родился 6 января 1928 года в городе Кургане. В годы Великой Отечественной войны отправил письмо наркому ВМФ адмиралу Николаю Кузнецову с просьбой о приёме юнгой на флот. В 1944 году был направлен Советским райвоенкоматом Челябинска в Ленинград для зачисления в мореходное училище. Принимал участие в спасении раненых на завершающем этапе Тулоксинской операции (июнь 1944 года) на Ладожском озере. В 1947 году окончил Ленинградское речное училище. Проходил офицерскую штурманскую стажировку на эскадренном тральщике Балтийского флота, вылавливал оставшиеся после войны мины. Во время одного из тралений, когда зацепили «донку» мощностью в тонну тротилового эквивалента, прозвучал мощнейший взрыв, в результате которого молодой офицер Борис Гриневич, стоявший в рубке на вахте, был контужен и лишился зрения на один глаз.
После контузии Борис Матвеевич вернулся в Челябинск. В 1949 году по комсомольской путёвке был направлен в дорожный отдел МГБ-МВД Южно-Уральской железной дороги и работал следователем до 1960 года. В 1959 году окончил Свердловский юридический институт, а в 1966 году – Челябинский политехнический институт по специальности «инженер-конструктор».
С 1960 по 2005 годы Борис Матвеевич работал на Челябинском тракторном заводе: инженер-конструктор, начальник бюро художественного проектирования. Все разработки возглавляемого им бюро производились с учётом новейших достижений эргономики. Под его руководством велась серьёзнейшая работа по художественно-дизайнерскому и эргономическому обеспечению новейшей техники ЧТЗ. Основные разработки: дизайн Дизельного Электрического Трактора — 250М; фирменный желтый цвет тракторов промышленного назначения ЧТЗ; внедрение базальтового волокна для улучшения шумоизоляции кабин тракторов; создание системы символов управления трактором; разработка проекта отраслевого стандарта системы символов управления промышленного, лесопромышленного и лесохозяйственного назначения.
В 1975 году Гриневич увлёкся разработкой эскизов памятных и юбилейных Нагрудных знаков. Создал уникальную коллекцию памятных знаков, посвящённых истории развития техники ЧТЗ. В результате его деятельности создано более 500 наградных, памятных и юбилейных нагрудных знаков для комсомола, молодёжи, Военно-Морского, Военно-Воздушного и Морского торгового флота, пограничных войск, железнодорожного транспорта, учреждений образования, медицины, культуры. Его значки «Миша» и «Миша на яхте» были утверждены как сувенирная продукция Олимпиады-80, выпущены Челябинской фабрикой художественных изделий, пользовались большой популярностью и хранятся во многих странах мира.
Созданные Гриневичем многочисленные медали, дипломы, сувениры, кубки, знамёна известны во многих регионах России и странах СНГ. Памятные доски по его эскизам установлены на ЧТЗ, улицах Челябинска, на Кавказе. На Памире водружён обелиск работы Гриневича в память того, что в годы Великой Отечественной войны именно челябинский трактор-тягач затащил на горную верхотуру артиллерийскую систему, чтобы выбить горноегерские части СС «Эдельвейс».
В 1975 году Борис Матвеевич участвовал в Международном форуме дизайнеров в Москве, имел 10 свидетельств Государственного комитета по делам изобретений и открытий Совета Министров СССР. Лауреат областной премии «Орлёнок» (1982), премии ЧТЗ (1983). Губернатор Пётр Сумин наградил его знаком «За заслуги перед Челябинской областью», которым он гордился больше всего. Был принят в почётные члены экипажей подводных лодок «Челябинский комсомолец» и «Магнитогорский комсомолец». Борис Матвеевич выступал в печати со своими стихами и материалами по истории флота.